Rambler's Top100 Fair.ru Ярмарка сайтов
ИЗМЫШЛЕНИЯ. читайте измышления других,  добавляйте свои Илья Шабшин
Война или мир
вернуться на главную страницу

В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ? Читайте ответы других, ответьте сами
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ? Читайте ответы других, ответьте сами
ЧТО БУДЕТ ПОСЛЕ СМЕРТИ? Читайте ответы других, ответьте сами
ИЗМЫШЛЕНИЯ! Читайте аторские измышления, добавляйте свои
ЗНАКОМСТВА! расскажите о себе, познакомьтесь с другими
Я РЕКОМЕНДУЮ ЭТИ САЙТЫ! Пойдите по ссылке, добавьте свою
ГОСТЕВАЯ КНИГА. Оставьте ваш вопрос, пожелание, замечание

    Добавьте свой отзыв
    Имя:
    e-mail:
    url:
    Ваш отзыв:

     
ОБ АВТОРЕ и ОТ АВТОРА
Илья Шабшин   ilya_sh@freemail.ru
    небольшой текст с моими размышлениями о переговорах, в основном - деловых, но не обязательно...
ИЗМЫШЛЕНИЕ

В последние годы в России появилось много тренингов и курсов, на которых обучают различным аспектам ведения переговоров, прежде всего, деловых. Иногда такие тренинги имеют весьма агрессивные названия, типа "Как победить в переговорах" (здесь и далее выделено мной - И.Ш.). Среди пунктов программы подобных занятий нередко встречаются словосочетания типа "чтение мыслей Вашего противника" или "как проникнуть в бессознательное оппонента" и т.д. Свежий пример - пункт из программы "Искусство ведения переговоров" Делового центра при Российской Академии Государственной службы при Президенте РФ: "Не декларированное управление человеком". Каково?

Однако при более близком знакомстве выясняется, что речь идет о том, что в НЛП хорошо известно: о ключах глазного доступа, вербальных и невербальных проявлениях ведущих репрезентативных систем человека, элементах эриксоновского гипноза и т.д.

Основываясь на собственном профессиональном опыте (моя повседневная работа - проведение переговоров) выскажу свое мнение: я считаю практически все общепринятые элементы технологии "правильного" ведения переговоров малоэффективными. Я считаю, что есть аспекты, гораздо более важные для успешных переговоров, чем подстройка под репрезентативные системы, логические уровни, метапрограммы собеседника - т.е. все то, что сейчас считается "пилотажем" при ведении переговоров и что составляет основную часть программ большинства тренингов и курсов.

Автор будет рад узнать, что он ошибается, и где-то учат по-другому.

В этой короткой статье я бы хотел сначала поговорить об одном эффективном "приемчике" техники ведения переговоров, а после рассказать о своем взгляде на переговоры в целом.

Мой практический опыт показывает, что эффективным оружием в переговорах является метафора. Я назвал метафору "оружием", потому что она может использоваться для оказания определенного влияния на Вашего собеседника с целью вынудить его согласиться с Вашей точкой зрения.

Сейчас будет два реальных и сработавших примера "из жизни", а дальше - комментарий.

"Писать в Вашем справочнике про наше дизайнерское бюро в разделе "рекламные агентства" - это то же самое, как писать о скрипке, как о том, чем можно забивать гвозди".

"Все шесть компаний нельзя назвать "главным спонсором" конференции, ведь даже в гареме есть одна любимая жена".

Суть применения метафоры в переговорах состоит в том, что Вы погружаете собеседника в некую схему ситуации и оставляете ему право принятия решения, т.е. согласиться с Вами или нет. Но вся мощь (и коварство) приема в том, что из предложенной Вами схемы есть только один выход - нужный Вам, устраивающий Вас.

Во втором приведенном примере организаторам было выгоднее дать один и тот же статус нескольким компаниям-конкурентам. Но я хотел получить эксклюзив и придумал метафору с гаремом, потому что увидел аналогию: есть много "партнеров", но один - особенный. Было много смеха и шуточек по поводу гарема, но сработало…

Собеседник, "получивший" метафору, пытается в ней же (!), т.е. в том же контексте найти другой выход - которого либо вообще нет, либо надо долго искать. А отвечать-то надо прямо сейчас! Да, человек с остроумием Бернарда Шоу наверное с легкостью решил бы такие "задачки", но ведь не всем дано… Фокус в том, что мозг человека хватает приманку в виде оригинальной метафоры и пытается найти из нее выход, который не предусмотрен. И, как правило, проигрывает.

Что делать, если метафору используют против Вас? Не пытайтесь найти в ней нужный Вам выход (смысл, решение). Разве что нужная идея сразу придет в голову. Если же не пришла - не ищите ее! Т.е. не оставайтесь в рамках предложенной Вашим оппонентом метафоры! Чем искать выход, находясь в заведомо неудобном положении из-за дефицита времени и предложенной схемы, лучше предложите свою метафору - такую, в которой "правильное" решение то, которое нужно Вам! И пусть уже задумывается Ваш оппонент.

Если то, что написано в предыдущих абзацах, рассматривать как "хитрый приемчик" в переговорной игре, то сейчас я хочу вообще отказаться от всей игры в целом.

Я предлагаю отказаться от отношения к переговорам как к поединку, который Вы ведете с противником, т.е. против кого-то, используя приемы манипулирования для достижения своей цели.

Я считаю, что переговоры - это не "бой", а поиск согласия. Я считаю, что нужно думать не о том, какая ведущая репрезентативная система у Вашего партнера по переговорам, а о другом: о том, что же каждому из вас действительно важно.

Именно в этом я и вижу "секрет" успешных переговоров. Ведь успешные переговоры - это не те, в которых Вы переубедили (победили) оппонента. Успешные переговоры - это достижение обеими сторонами того, что им действительно важно.

Вы располагаете возможностями, имеющими ценность для Вашего партнера по переговорам, а он имеет что-то, что ценно для Вас. И вы встретились, чтобы так или иначе своими ценностями обменяться.

Вот с этой высоты, с уровня ценностей, и следует смотреть на ситуацию переговоров. Тогда они становятся не войной, не торгом, не борьбой манипуляторов и даже не поиском компромисса, а взаимным обогащением, общим шагом вперед - каждого к своим целям.

ВАШИ ОТЗЫВЫ
Сергей   2128256@mail.ru   
    Ну ничего не могу сказать. Разве что анекдот расскажу.
    Кто такой дипломат?
    А это такой человек который может послать вас на *** таким образом, что вы будете с предвкушением ожидать этого путешествия.
Прагматик   sjaguar@mschumacher.com
    Интересно. Но не совсем точно. Во-первых, первый из приведённых примеров содержит не метафору, а сравнение, а это две большие разницы (вспомните школу...), а во-вторых, в логике подобный "приёмчик" (он там давно известен -- около 3-х тыс. лет :) ) называется нечестным, и входит в число преднамеренных логических ошибок.
    Гораздо ценнее вторая часть Вашей статьи: мне, по роду деятельности, также приходится постоянно вести переговоры, причём, как правило, с людьми неподготовленными, от бизнесса далёкими (если бы Вы знали, как же это тяжело!!!). При этом, мне и другим сотрудникам в последствии некоторое время приходится постоянно контактировать с участниками этих переговоров, и результат, достигнутый обозначенным в первой части способом, ни к чему хорошему обычно не приводит. А вот вторая часть, действительно, золотая.
    И ещё: я уверен, что никакие курсы и никакие учебники не помогут человеку, если ему это не дано (простите: если его врождённые способности не соответствуют необходимым для указанной деятельности качествам). Потому что никто и ничто не сможет научить ЧУВСТВОВАТЬ собеседника.
Slavych  
    В обществе, которое считает "войну", поединок, конкуренцию между "экономическими субъектами" нормой и неотъемлемой чертой собственного существования, отношение к переговорам как к поиску согласия, попытки "по-человечески" отнестись к деловым партнерам попросту невозможны. Партнер в Вас человека не видит, а только экономический субъект. Мне не верите - постарайтесь найти размышления преуспевающих бизнесменов на тему: "Какие человеческие качества необходимы для преупевания в бизнесе?".
Юля Ширович   ulashir@narod.ru    http://ulashir.narod.ru
    Первый отзыв я по традиции пишу сама.
    Вернее это не отзыв, а приглашение.
    Вот оно: "Господа, пишите отзывы на измышление Ильи"

сайт участвует в рейтингах:
Rambler's Top100Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz